Воронеж 2000 |
Кашкин В.Б. Введение
в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175
с.
В учебном
пособии рассмотрены основные модели и теории коммуникации, дано описание
структуры коммуникативного акта и коммуникативных событий в различных сферах и
видах коммуникации (устная, письменная, виртуальная, межкультурная,
межличностная, групповая, массовая, производственная, торговая и т.п.). Показана
связь теории коммуникации с семиотикой и лингвистикой, теорией информации и
герменевтикой, философией, психологией и т.д. Дается представление о личностных
чертах коммуникатора и основах коммуникативного
взаимодействия.
Предназначено для
студентов и специалистов в области связей с общественностью, социальной работы,
регионоведения, журналистики, лингвистики и межкультурной
коммуникации.
Печатается
по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного
технического университета
Рецензенты: кафедра общего
языкознания и стилистики Воронежского
государственного университета;
доктор филол. наук,
профессор А.П.Бабушкин
© Кашкин В.Б., 2000
© Оформление. Издательство Воронежского
государственного технического
университета, 2000
Современная
высшая школа пополнилась новыми образовательными направлениями, которые с полным
правом могут быть названы междисциплинарными (связи с общественностью,
социальная работа, регионоведение, и т.п.). Специальности традиционного
филологического цикла также включили в себя прикладной аспект (лингвистика и
межкультурная коммуникация, лингвистика и информациология и т.п.). В многих
зарубежных университетах также появились отделения и факультеты коммуникации.
Расширяются исследовательские программы, связанные с изучением особенностей
общения в производственной, политической, образовательной, медицинской и других
социальных сферах. Все эти направления связаны с обеспечением информационных
потоков в современном обществе как на межличностном, так и на глобальном уровне,
как с помощью традиционных (устная речь, печатный текст), так и современных
(телевидение, интернет) средств.
Теоретическим
стержнем, вокруг которого группируются дисциплины данного профиля, является
теория коммуникации. Специалист-коммуникатор сферы должен обладать определенными
знаниями основ коммуникативного процесса и навыками ведения информационной и
коммуникационной деятельности в различных средах (экономики, производства,
управления, экологии, культуры, здравоохранения, сельскохозяйственного
производства, массовой физической культуры, рекреации и спорта, культурных и
туристических обменов, в топливно-энергетическом комплексе, малом бизнесе, в
политической, социальной, научной, финансовой и банковской сферах).
Представителю новых профессий (пресс-секретарь, менеджер по рекламе и
коммуникации, эксперт, консультант, референт в государственных, коммерческих и
общественных учреждениях и организациях, структурах) нужно быть знакомым с
основными теориями и концепциями, относящимися к сфере информации, коммуникации
и формирования общественного мнения, владеть навыками
информационно-коммуникационной, рекламной, референтской работы, быть способным к
самообучению и самостоятельной исследовательской
деятельности.
Среди
появившейся в последнее время учебной литературы можно найти ряд книг,
раскрывающих многие аспекты коммуникативного процесса и коммуникативных
технологий в различных сферах, социологии коммуникации и коммуникационного
менеджмента. В то же время, практически полностью отсутствует обобщающий вводный
курс основ теории коммуникации, в котором бы раскрывались основные термины,
концепции и модели коммуникативного процесса, история развития коммуникации и ее
изучения, междисциплинарные аспекты. Многие издания грешат компилятивностью,
пересказом популярных статей из периодических изданий, используют сложную
терминологию, не вводя фундаментальных знаний.
Курс основ
теории коммуникации должен сформировать у студента понимание особенностей
речевой и невербальной коммуникации ее разновидностей, знание особенностей
коммуникативной среды (бытовая, производственная, политическая, торговая, сфера
связей с общественностью и т.п.)., каналов и разновидностей коммуникации
(устная, печатная, аудиовизуальная, виртуальная и т.п.), аудиторий и принципов
коммуникации; умение использовать принципы теории коммуникации при анализе
коммуникативных мероприятий и событий (пресс-конференции, выставки, семинары,
действия компании и др.) и при планировании собственной
деятельности.
В рамках
этой дисциплины предполагается изучить структуру коммуникативного акта; показать
связь теории коммуникации с семиотикой и лингвистикой, теорией информации и
герменевтикой, философией, психологией; познакомить с основными теориями
коммуникации; дать описание структуры коммуникативного акта в различных сферах
коммуникации (межкультурная, межличностная, массовая, организационная и т.п.);
ввести основные понятия и принципы коммуникации; создать представление о
личностных аспектах коммуникатора.
Учебное
пособие написано на материале лекций, прочитанных автором в 1997-2000 гг. для
студентов специальности “Связи с общественностью” в Воронежском государственном
техническом университете, а также фрагментов лекций в Воронежском
государственном университете, Воронежском государственном педуниверситете,
Ювяскюльском университете (по гранту Академии Финляндии).